В начале 2010-х годов в Джеганасском ущелье Усть-Джегутинского района Карачаево-Черкесской Республики были сделаны удивительные находки – конкреции пирита на белемните. Возраст – эпоха нижнего мела, альбский ярус. Редкость находок заключается в их сохранности, разнообразии форм и размеров, а также в неповторимом цвете пирита, называемом «белое золото». Первооткрывателем жилы пирита на белемните является Михаил Никифорович Васильев, палеонтолог-любитель из Черкесска, искренне увлеченный историей и наследием своей Республики. За это открытие Михаил Васильев был награжден Сибирским Рериховским обществом и музеем Н. К. Рериха в Новосибирске.
В далекие времена на месте Кавказских гор был древний океан Тетис. В нем обитали белемниты – ныне вымершие головоногие моллюски из подкласса двужаберных. Внешне они походили на кальмаров: имели плавники, крупные глаза, роговые челюсти и чернильный мешок. Внутри тела белемнита был массивный ростр из кальцита, похожий на наконечник стрелы.
Приблизительно 113 млн. лет назад произошла катастрофа, которая уничтожила белемниты в этой части океана. Удар был настолько сильным, что у белемнитов скомкалось тельце: щупальца и брюшко превратились в один бесформенный комочек.
В таком виде, без доступа воздуха они пролежали многие миллионы лет. Кальцитовый ростр, напоминающий заостренный конус, остался, а мягкие ткани заместились пиритом или марказитом. Образование псевдоморфоз пирита по органическим остаткам связывается с разложением органических остатков без доступа свободного кислорода, вероятно, при воздействии H2S.
После отступления океана Тетис, за миллионы лет, произошел естественный процесс эрозии почвы, река Джеганас промыла свой путь вреди скал. В Джеганасском ущелье сложились уникальные условия, которые вызвали свой особенный тип пиритизации, что привело к формированию образцов пирита на белемните. В толще песчаника Джеганасского ущелья проходят ржавые слои, позволяющие предположить, что в древние времена там содержался пирит в большом количестве. Также, Д. Рикард и Дж. Морис в своих работах по исследованию наличия пирита в почвах различного типа указали на четкую взаимосвязь между голубовато-серым цветом глины и наличия в ней мелкодисперсного пирита [1, 2]. Эту взаимосвязь подтверждают находки в голубой глине Джеганасского ущелья, тут можно найти различные псевдоморфозы пирита по морским организмам, обитавшим в океане Тетис, например, псевдоморфозы по морским ежам.
Белемниты и пириты встречаются по отдельности по всему миру. Можно найти подобные слои голубой глины, например, в Северной Осетии. В этом регионе находят прекрасные образцы аммонитов с пиритизацией внутри, однако до сегодняшнего дня пиритов на белемните цвета «белое золото» нигде, кроме Джеганасского ущелья обнаружено не было.
Чем глубже добывается пирит на белемните, тем он светлее. Такой цвет пирита среди коллекционеров называют «белое золото». В Джеганасском ущелье пирит цвета «белое золото» добывается из толщи твердой голубой глины, не разрушенной корнями деревьев. Это тяжелый ручной труд, без применения малой техники и пневмоинструментов. Сначала от глины аккуратно откалывают большие пласты глины с помощью набора зубил и кувалды. Маленькими кусочками отрывать глину нельзя – пирит на белемните хрупкий и легко ломается от неосторожного удара. Далее, крупные куски глины разламывают широким ножом и образцы осторожно извлекают.
Кальцитовый ростр пирита на белемните не всегда сохраняется в целости и сохранности: ростр может быть поврежден из-за движения пластов земли в течение многих миллионов лет, поэтому нуждался в реставрации.
На трудность добычи хороших образцов влияют также и климатические факторы – снижение количества воды в Джеганассом ущелье за последние 10 лет. Из-за низкого уровня воды, берег ущелья зарастает деревьями, которые своими мощными вьющимися корнями проникают глубоко в толщу глины. Вода и кислород попадают в глубь земли, вызывая разрушение близлежащих образцов пирита. Из-за воды, перепадов температуры и наличия кислорода пирит окисляется и безвозвратно теряет свой цвет: сначала «белое золото» становятся желтым, потом тускнеет и превращается в неприглядный кусок ржавчины.
Некоторые коллекционеры сомневаются – насколько долго образец пирита на белемните будет радовать своего владельца? Это зависит от хранения: образец должен быть качественным и храниться в надлежащих условиях (без резких перепадов температуры, желательно в помещениях с низкой влажностью). Условия в современных квартирах, подальше от воды, вполне для этого подходят.
Помимо визуальной привлекательности и окраски, важна сохранность образца. Некачественный образец можно определить и по внешнему виду – он имеет тусклый цвет, сам пирит становится ломким и покрывается белым налетом, и от образца исходит тончайший запах сероводорода. Предположительно, такое разрушение пирита с образованием сероводорода производят бактерии. Опытные коллекционеры обнюхивают образец, пытаясь почувствовать запах сероводорода. Ведь обоняние – это наш тонкий инструмент, позволяющий определить до 0,5 частей H2S в 1 миллиарде частей воздуха [1, 3].
С течением лет жила пирита на белемните постепенно истощается, поэтому важно отметить и изучить этот редкий вид пирита, который был найден в единственном месте на Земле – в Джеганассом ущелье Северного Кавказа. Эта находка дает повод для гордости и восхищения разнообразием недр России и людьми, которые посвящают свою жизнь исследовательской работе.
Благодарности. Авторы благодарны педагогу дополнительного образования МДЮЦ ЭКТ, отделение «Станция юных туристов», руководителю объединения «Каменная летопись», председателю Владимирского регионального отделения РОСГЕО, палеонтологу Дмитрию Владимировичу Буеву.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Соблюдение этических норм. Благодаря тому, что пириты на белемните добываются ручным трудом без применения техники, влияние на экосистему минимально.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. D. Rickard. Pyrite A Natural History of Fool’s Gold — Oxford University Press, 2015, — pp. 153-157.
2. D. Rickard and J. Morse. Acid volatile sulfide — Marine Chemistry, 2005. —Volume 97, Issues 3-4 — pp. 141-197.
3. T. L. Guidotti.. Hydrogen sulphide. Occupational Medicine-Oxford, 1996 — Volume 46, Issue 5 — pp. 367-371.